Aoasm.ru

Медицинский портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое школьный стресс и как с ним бороться

Что такое школьный стресс и как с ним бороться?

Школьный стресс

Стресс — естественная реакция организма на изменения внешней среды, необходимая для адаптации. Ничего плохого в самом стрессе нет: происходит выброс гормонов, и повышается наша способность к действию. Другое дело, когда такое состояние длится долго, переходит в фазу дистресса и начинает вредить здоровью.

В стрессе организм работает на пике возможностей, поэтому с течением времени происходит истощение ресурсов, снижается работоспособность, увеличивается время реакции.

В жизни школьников есть три момента, когда уровень стресса особенно высок и может привести к хроническому состоянию: поступление в первый класс, переход в пятый, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Школьный стрессНе стоит оставлять первоклассника на продлёнке, особенно в первый месяц учёбы

Первый класс

Новый коллектив и строгие школьные правила, изменение привычного распорядка дня — неудивительно, что поступление в школу вызывает сильнейший стресс. Обычно адаптация занимает 1–2 месяца. Если ребёнок идёт в школу через не хочу, но возвращается довольным, всё в порядке, малышу просто нужно время. Но если у первоклассника каждый день плохое настроение, он не хочет идти в школу, просыпается в слезах и с температурой, жалуется на боль в животе и тошноту, уходит несчастным и возвращается тоже несчастным, то это явные сигналы тревоги.

Профи для любой задачи

Анастасия Пахомова советует поговорить со школьным учителем или поменять график — иногда этого достаточно. Лучше приучать ребёнка к новому режиму заранее: перейти на ранние подъёмы и отход ко сну уже летом. Некоторым детям дневной сон нужен даже в школе.

В начальной школе появляются и первые признаки травли. Обычно учитель в младших классах вовремя вмешивается в ситуацию, но для родителей это — сигнал тревоги. Конечно, первая реакция — защитить и «показать этим злым детям». Но всегда нужно разбираться, смотреть, как в целом выстраиваются отношения в детском коллективе. Возможно, у ребёнка проблемы с социализацией, и ему нужна помощь психолога, а бывает, что и врача.

Избирательность в общении или отсутствие лидерских качеств, но без проблем со сверстниками — это один разговор. И совсем другой, когда ребёнок практически ни с кем не может выстроить отношения. В ситуации с травлей обязательно нужно выяснить, чем ребёнок провоцирует такое отношение.

Пятый класс

С переходом в среднюю школу правила игры меняются: вместо знакомых учителей сразу несколько новых педагогов, к каждому требуется свой подход. Часто пятиклассники не могут найти нужный класс, если до этого занимались в одном кабинете. Адаптация длится 1–2 месяца, а стресс растягивается на весь учебный год, поэтому и падение успеваемости — дело обычное.

Психолог Анастасия Пахомова советует поддержать ребёнка, не ругать за отметки: «К 6–7-му классу всё наладится, и успеваемость улучшится. Если с кем-то из учителей не сложились отношения, не ждите вызова в школу, идите сами и спокойно разговаривайте тет-а-тет. Помните, в конфликте виноваты обе стороны, а дети часто боятся признаться родителям в некрасивом поведении, преуменьшают свою вину. Если не получится найти общий язык с учителем, идите к завучу, переводите ребёнка в другой класс. Но это случай исключительный, и менять класс из-за одной тройки — недопустимо».

9–11-й класс

Основная причина стресса в 9-м классе и старшей школе — это, конечно, предстоящие экзамены. Волнение достигает пика накануне и в день испытания. Некоторые выпускники даже начинают задыхаться: в стрессовых ситуациях дыхание учащается, тело напрягается, дыхательные пути не работают в полном объёме. Организму не хватает кислорода, и мозг начинает хуже работать.

Накануне экзамена представьте, что всё уже позади и получилось, или пройдите по шагам весь путь: что брать с собой, как ехать. Станет не так страшно. Во время экзамена попробуйте сознательно расслаблять плечи и верхние мышцы груди при каждом выдохе. Дышите медленно и глубоко, через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Чтобы расслабить тело, сначала на 10–15 секунд сильно напрягите мышцы, а затем в течение 15–20 секунд сконцентрируйтесь на возникшем в них чувстве расслабления.

У многих подростков к стрессу из-за экзаменов добавляются сложности в общении со сверстниками. В изоляции часто оказываются умные дети, с которыми никто не хочет общаться на перемене.

Психолог Анастасия Пахомова советует курсы по развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств. Здесь учат общаться и подавать себя, появляется новый круг общения, друзья. Специалист не видит смысла переводить подростков в другую школу: это лишний стресс, а ситуация может повториться из-за особенностей интеллекта и характера.

Претензии родителей«Лентяй!» — это, наверное, самое частое обвинение в адрес школьников, но тут нужно разбираться

Три претензии родителей

Помимо естественного стресса от учёбы, на ребёнка давят ожидания родителей: школьника дома могут называть ленивым, неорганизованным, обвинять в отсутствии интереса к учёбе. Иногда эти претензии оправданны, но часто так проявляются более глубинные проблемы.

Патологическая лень

Не спешите с приговором «Лентяй!». Если ошибки ребёнка не связаны с усталостью и проявляются сразу в нескольких предметах, речь может идти о незрелости функций мозга. Первые симптомы видны ещё в дошкольном возрасте, но особенно заметны становятся в первом классе: зеркальное написание букв, трудности с чтением. Эти проблемы нельзя «перерасти»: в начальных классах ребёнок не сможет нормально усваивать программу, а в средней школе окружающие будут воспринимать его как неудачника и лентяя.

Обратите внимание, как ребёнок делает домашнюю работу, самостоятелен ли в выполнении трудных заданий, повторяет ли ошибки, насколько успешен, если старается добиться результата. Чем раньше выявите проблему, тем лучше. Профессиональная диагностика позволит понять характер трудностей в обучении, а специальные методики — скорректировать процесс усвоения знаний. Нейропсихолог поможет найти другие подходы к организации учёбы, чтобы ребёнку было проще.

Отсутствие интереса к учёбе

Отсутствие интереса к учёбе может проявиться в любом возрасте. В младших классах причиной могут стать курсы раннего развития: если ребёнок занимается с 3 лет, школа не вызывает чувства новизны. Нет и мотивации: учёба нужна кому-то, не ему самому. Интерес к занятиям можно убить излишней опекой. Когда родители контролируют каждый шаг, делают за ребёнка уроки и живут его жизнью, у школьника не рождается понимания, что учёба нужна ему самому.

Мотивация формируется изнутри. Ребёнок должен учиться не по принуждению и осознавать, что это его работа — как у папы. Предоставьте ребёнку самостоятельность, помогайте ему с уроками, но не делайте домашние задания за него. Покажите пример: ребёнок хорошо понимает разницу между словами и делами.

Если в начальной школе ребёнка ещё как-то можно заинтересовать учёбой, то в подростковом возрасте помогут радикальные меры. Психолог Анастасия Пахомова считает ошибкой старания родителей дотянуть ребёнка до 11-го класса любыми способами: «Потом отдают его в частный вуз и считают, что всё сделали правильно. У меня другой подход: не хочешь учиться — иди работай. Пары лет хватит, чтобы у ребёнка появилось понимание, зачем ему нужно образование. Вернуться к учёбе всегда можно: у нас до сих пор действуют вечерние школы, которые дают неплохое образование. Если понимания не появится, задача родителей всё равно выполнена: ребёнок стал самостоятельным, у него свои деньги, своя жизнь».

Неорганизованность

Умению планировать своё время лучше учиться в начальной школе, но и в 9-м классе не поздно овладеть этим навыком. Тут многое зависит от родителей: именно они должны ввести расписание в жизнь ребёнка. Главное, не относиться к планированию формально, иначе толку не будет.

Психолог Анастасия Пахомова советует научить ребёнка определять время по часам, а потом составить расписание и повесить на видное место. График должен охватывать все сферы деятельности: занятия, время на прогулки, чтение книг, игры. Он должен стать частью жизни: придерживайтесь расписания сами и постоянно обращайте на него внимание ребёнка. Тогда он научится следить за временем».

Если хотите, чтобы ваш ребёнок был организован, — начните с себя. Планируйте день так, чтобы уложить все занятия ребёнка: без спешки, без суеты, без криков. У младшего школьника в расписании должно быть время для отдыха и игр: это не безделье, а важная часть развития. Не нужно бесконечно торопить ребёнка: иногда опоздать или пропустить занятие нестрашно, это учит принимать потери.

Читать еще:  Депрессия из за потери работы

Школьные огорчения и тревоги неизбежны, это естественная часть взросления. Разговаривайте с ребёнком, разговаривайте с учителями — чтобы объективно оценить ситуацию. Поддерживайте своего ученика и не давите на него своими ожиданиями. В конце концов, что важнее: отличные оценки или счастливый ребёнок?

"Сложно учиться, когда страшно". Какие проблемы вскрыла первая ковидная четверть в школах Британии

британская школа

В июне после пандемии открылись некоторые детские сады и школы для детей, учащихся в первом и шестом классах, а также в подготовительном классе. Однако у родителей есть право оставить детей дома, если они считают возвращение к учебе преждевременным.

Первая ковидная четверть в британских школах добавила проблем всем — детям, учителям, родителям. Дети отвыкли от очных занятий и привычного распорядка дня и вдобавок стали более тревожны. Родителям и учителям приходится искать к ним новый подход. Русская служба Би-би-си собрала несколько историй британских школьников, чья жизнь изменилась из-за пандемии.

Некоторые имена в этом материале изменены по просьбе родителей.

"Влияние ковида"

Во внутренних итоговых табелях учителей появилась графа "Covid-19 impact", что можно перевести как "влияние ковида", рассказывает учительница одной из начальных школ на юго-востоке Лондона Сара Тернер: "Нам предложили записать туда все, что мы так или иначе связываем в состоянии ребенка с текущей ситуацией и прежде всего с весенним локдауном. Почему стал хуже или лучше учиться? Почему начал конфликтовать с другими учениками? Стал менее внимательным — почему?"

"Это не значит, что ответом на все эти вопросы будет — да, виноват ковид. Но анализировать это необходимо, чтобы понять, насколько объективны причины перемен в наших учениках. А по итогам первого семестра я могу точно сказать, что в некоторых эти перемены отчетливо видны", — говорит Тернер.

Еще в июне специалисты в области клинической психологии Оксфордского университета провели опрос среди десяти с лишним тысяч родителей и установили, что за время локдауна состояние детей в возрасте 4-10 лет заметно ухудшилось в трех ключевых областях: эмоциональной, поведенческой и образовательной (проблемы с вниманием и остротой реакции).

А в октябре ЮНИСЕФ опубликовала доклад, авторы которого утверждают, что для многих детей пережитое будет иметь весьма долговременные последствия, а для некоторых — они растянутся на всю жизнь.

Автор фото, Getty Images

С точки зрения психологического состояния в большинстве случаев ребенок перенес локдаун так, как перенесли его родители

"Сложно учиться, когда страшно"

Эмма Эванс со времен локдауна заводит на утро четыре будильника с интервалом в 15 минут. По первому звонку она встает сама, остальные три нужны, чтобы постепенно, без резких движений разбудить свою старшую дочь Элизу в школу. Девочка учится в четвертом классе и после карантина не может восстановить режим сна.

"Во время локдауна она до 11 вечера лежала в кровати и плакала, что никак не может уснуть, — говорит Эмма. — Мне сразу было очевидно, что это не простой сбой в режиме. После консультации со специалистом выяснили, что она боится утра, потому что утром надо садиться к компьютеру и учиться онлайн, а она не знала — как. Хотя школа максимально старалась упростить процесс".

По словам детского психолога Светланы Охотниковой, многие дети даже при наличии учебных пособий и полной поддержки со стороны взрослых просто психологически не были готовы к таким переменам.

Автор фото, Getty Images

Детям проще переносить непонятные ситуации, следуя определенному своду правил

"Тревога означает невозможность учиться, потому что сложно учиться, если внутри страшно. У многих детей это могло привести к отставанию в учебе, — говорит Светлана. — Во время локдауна многие родители стали обращаться ко мне в связи с тревогами их детей по поводу возможного заражения, по поводу смерти близких. Дети четко уловили всеобщее настроение и понимание того, что это смертельный вирус, который может убить. И многие начали тревожиться".

По совету английского специалиста, Эмма Эванс ввела в доме систему поощрений за каждое усилие, при котором Элиза засыпает хотя бы на 10 минут раньше, чем в предыдущий раз.

"Мы продвигаемся медленно. Наша цель — перейти на три будильника по утрам к зимнему семестру", — говорит Эмма.

"Мама редко приходит, папа — никогда"

Восьмилетний Кайл в последний момент перед встречей с родителями в конце учебного дня уходит в туалет и подолгу там сидит.

Автор фото, Getty Images

По словам психолога, возвращения к старой жизни уже не будет

"Теперь из-за ковида родители внутрь не заходят, мы выводим детей по классам и передаем с рук на руки родителям, няням или другим людям, которых точно знаем в лицо. За Кайлом часто приходит соседка, мама реже, папа — никогда. Он не хочет идти домой. Я не могу вдаваться в подробности этой ситуации, ею занимаются, могу лишь сказать, что Кайлу в школе лучше, чем дома", — рассказывает Джесс П., учительница одной из начальных школ на востоке Лондона.

Светлана Охотникова рассматривает коронавирус как лупу, под которой в многократном размере проступили проблемы, которые изначально существовали в семье.

"Неблагополучный бэкграунд сказывается вообще на всех сферах. Изначально у детей из таких семей учеба страдает. Если дома присутствует насилие, или родители повышенно тревожны из-за отстутствия работы, или они сильно устают на сложной работе, требующей больших физических затрат, то их дети уже изначально в зоне риска", — говорит психолог.

"Также очень сильно пострадали дети с особенностями развития, для которых очень важна рутина. Они оказались запертыми, изменился распорядок дня, и у них произошел серьезный откат", — продолжает Охотникова.

"Хотела бросить дело всей жизни"

У Александры пятеро детей, трое из них школьники — 5, 8 и 15 лет. Нестандартная ситуация далась им по-разному: пятилетняя София привыкла быть дома и возвращалась в школу неохотно, средний Гэбриэл, наоборот, стал, по словам матери, почти неуправляемым взаперти, но это прошло, как только в июне все снова вернулись к учебе.

Автор фото, Getty Images

Для многих детей возвращение в школу — спасение от обстановки дома

Но самую серьезную психологическую травму перенесла старшая Афина. Девочка учится в одном из лучших балетных училищ Великобритании за пределами Лондона. Это училище с проживанием, и на время локдауна всех учащихся распустили по домам. К тому же в отличие от общеобразовательных школ, которые открылись на полтора месяца перед летними каникулами, многие профильные заведения решили этого не делать, и Афина вернулась к полноценным занятиям лишь в сентябре.

"Безусловно, у них тоже были онлайн-классы, и поначалу она занималась с большим энтузиазмом, но я видела, что из раза в раз его становится все меньше. Балет — это же прежде всего атмосфера: у станка, в репетиционном зале. Дома этого нет, не говоря уже об условиях, таких как покрытие пола, например", — рассказывает Александра.

Когда Афина в один из дней сказала, что хочет бросить балет, мама запаниковала и попросила вернуться к этому разговору через пару часов.

"Мне надо было взять себя в руки, чтобы не наговорить лишнего. В это училище очень тяжело попасть, оно дорого стоит, но самое главное — это все, о чем она мечтала с тех пор, как начала говорить. Она хотела бросить дело всей своей жизни", — вспоминает Александра.

Все обошлось, и в сентябре Афина снова уехала в свое училище, но, по словам ее родителей, эта ситуация оказалась для всей семьи более стрессовой, чем сам локдаун.

"Чем младше ребенок, тем подвижнее его психика — она и гибче, и неустойчивее одновременно, а у детей постарше психика становится более ригидной — то есть она уже более устойчивая, но менее подвижная", — объясняет психолог Светлана Охотникова взаимосвязь между возрастом детей и реакциями на ту или иную ситуацию.

Читать еще:  Влюбилась в мужчину помладше

Старой жизни не будет

По данным ЮНИСЕФ за 2019 год, в мире живут более 2,2 млрд детей — это примерно 28% населения Земли.

Автор фото, Getty Images

В октябрьском докладе организации говорится, что именно дети в долгосрочной перспективе станут главными жертвами пандемии. Его авторы подчеркивают, что кризис затронул абсолютно всех детей, всех возрастов и во всех странах, но хуже всего придется детям из бедных социальных слоев.

Специалисты соглашаются с тем, что социальный аспект играет немалую роль, потому что, в первую очередь, психологическое состояние ребенка зависит от того, как переносят стресс окружающие их взрослые.

"У меня нет сравнительных данных по странам Европы, но из моих собственных наблюдений я могла бы сравнить Россию и Британию. В России, по моему мнению, общество более тревожное, оно более склонно к формированию теорий преследования, и поэтому я могу предположить, что по российским детям это могло ударить больше: они цепляют от родителей все эти радикальные идеи о том, что все плохо и ужасно, и все это на фоне не очень стабильной социально-экономической обстановки", — считает психолог Светлана Охотникова.

«А был такой хороший мальчик!»: психолог – о главных причинах стресса школьников

ЕГЭ по математике

Российские школьники больше всех в мире переживают из-за оценок, утверждают американские исследователи. Аналитическая компания Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education провела глобальное исследование под названием «Уверенность в процессе обучения». Результаты показали, что самыми тревожными в мире оказались именно российские дети.

Эксперты опросили тысячу учащихся, а также родителей и учителей из России, Германии, Китая, США и Японии. Почти 80% респондентов из России пожаловались на то, что испытывают тревогу в связи с учебой. Второе место занял Китай – здесь о стрессе в школе заявили 64% детей, на третьем месте оказалась Германия – 61% немецких школьников рассказали, что постоянно переживают из-за оценок. Также исследование подтвердило, что чувство тревоги и неуверенности мешает детям и подросткам сконцентрироваться на учебе и, соответственно, негативно сказывается на их успеваемости.

Можно ли избежать стрессов в школе? Что следует делать родителям и учителям, чтобы дети получали удовольствие от учебы и не боялись плохих оценок? Своими советами с «МИР 24» поделилась старший научный сотрудник Института социологии РАН, старший научный сотрудник, семейный психолог Наталья Гришаева.

«Я думаю, что есть очень много недостоверных данных, – считает Гришаева. – Я читала о том, как учатся дети в Гонконге, в Японии – о том, какая у них рабочая неделя, какие у них маленькие каникулы, как они после уроков ходят на дополнительные занятия и так далее. И, вы знаете, я думаю, что наши школьники очень хорошо живут. У них одних каникул сколько! Поэтому я подвергаю сомнению тот факт, что наши дети испытывают самый большой стресс. Во многих странах мира дети учатся во много раз больше, чем у нас. И системы оценки у них более жесткие».

При этом психолог отметила, что учеба для ребенка в любом случае сопряжена с серьезными переживаниями, в какой бы замечательной школе он ни учился.

«Нет таких школ, в которых нет давления со стороны одноклассников и учителей. Школа – это место, где детей принуждают учиться. В каких-то школах – в большей степени, в каких-то – в меньшей. Многие приводят в пример американские школы, где, как считается, все по-другому: учителя хорошо относятся к детям, не сравнивают их друг с другом. Но там есть другие проблемы – например, тот же буллинг», – напомнила Гришаева.

Морально подготовить ребенка к школе – прежде всего обязанность родителей, но за несколько дней это сделать невозможно, убеждена собеседница «МИР 24». Лучший способ облегчить адаптацию ребенка к новым стрессовым условиям – это с ранних лет развивать в нем самостоятельность, утверждает эксперт.

«Необходимо создавать проблемные ситуации. Сейчас же детей от всего оберегают! Нужно, чтобы ребенок взаимодействовал со сверстниками, и не под присмотром родителей, а в отдалении – скажем, во дворе. Для этого существуют специальные методики и технологии социализации, которые уже используются во многих детских садах России. Родители не разрешают детям самим решать проблемы. Ребенку все время твердят: никуда не ходить, не залезать, ничего не делать. Мой ответ такой: если ты правильно ребенка воспитываешь, то он всегда готов к школе», – говорит Гришаева.

А вот ругать ребенка за плохие оценки или, наоборот, сулить награду за хорошую успеваемость – не стоит, отмечает психолог.

«Во-первых, никакой мамы в таком строгом режиме надолго не хватит. Как правило, уже в 5-6 классе дети плюют на то, что дома их стращают. Очень многие родители говорят: «Вот до 5-го класса он у меня был отличником! И что с ним такое случилось? А был такой хороший мальчик!». В этом возрасте старшие начинают терять свой авторитет. Ребенок учится хорошо не из-за страха получить плохую оценку, а из-за того, что ему интересно, у него есть мотивация к получению знаний. И учителя должны мотивировать детей к учебе не отметками, а тем, что они интересно преподают свой предмет. Кроме того, если сами родители ничем не интересуются, в руки книгу никогда не брали, постоянно сидят в телефоне и никуда не ходят, с чего это их ребенок будет хотеть получать знания? К сожалению, мало кто из взрослых это понимает. В основном родители пытаются воздействовать на ребенка угрозами или обещают за каждую пятерку платить 500 рублей, купить новый телефон и прочее. В семье должен быть приоритет знаний», – подытожила Наталья Гришаева.

Детский стресс из-за школы

Стресс в детском возрасте

Стресс у детей? А разве детство не является беззаботным?

К сожалению, для большинства детей это не так. Стресс может быть не только у взрослых — это часть человеческой природы с самого раннего детства. Он начинается, наверное, в тот момент, когда мы совершаем свое первое опасное путешествие, покидая чрево матери и появляясь в этом холодном, ослепительном и шумном мире. Стресс может сопровождать первые шаги ребенка, его первый день в школе, тренировки по футболу и половое созревание.
Как и у взрослых, стресс у детей является характерным и индивидуальным для каждого из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время. Один ребенок может легко проноситься через дни учебы в школе безо всякого труда, получая высокие оценки без малейших усилий, а вот для другого соперничество в школе кажется настолько пугающим, что у него начинаются спазмы в животе и головные боли даже при виде школьного автобуса, подъезжающего к остановке.
Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному. Некоторые маленькие дети могут вернуться к младенческому поведению, такому как держать во рту большой палец или мочиться в постели. Дети постарше демонстрируют признаки депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. А другие проявляют стресс в трудном поведении — приступах раздражения или вспышках ярости, которые показывают, что они теряют контроль над собой.
Не является чем-то необычным, когда дети под влиянием стресса приобретают нервные привычки или у них
возникает судорожный тик, мигание, дерганье, наматывание волос на пальцы или частое глотание.
Чтобы помочь ребенку успешно справиться со стрессом, требуется время и терпение. В этом разделе приводятся статьи с описанием различных способов предупреждения и методов преодоления психоэмоционального напряжения у детей.

Приведем здесь еще некоторые приемы, которые могут оказаться полезными:

1. Вспомните, как ощущается стресс у детей. Для двухлетнего ребенка, который боится что его оставят одного, то обстоятельство, что вы уезжаете на выходные, представляет не меньший источник стресса, чем пребывание в больнице. Ваша одиннадцатилетняя дочь, собирающаяся на первые танцы, может испытывать невероятный стресс, потому что она беспокоится, что ей придется весь вечер простоять у стены и никто не пригласит ее на танец. То, что родителям кажется не вызывающим стресс, для детей может быть его очевидной причиной.
Вы можете помочь ребенку миновать это напряженное время, если поймете, что с ним происходит. Если вы забыли свои собственные детские переживания, постарайтесь понять, что все, что делается детьми впервые, может вызвать у них беспокойство. Попробуйте увидеть ситуацию с их точки зрения, и тогда вы лучше поймете испытываемый ими стресс.

Читать еще:  Узнала что будет мальчик и расстроилась

2. Дайте ему время, чтобы все объяснить. Подобно взрослым, дети, находящиеся в состоянии стресса, могут нуждаться в том, чтобы выговориться. Выберите несколько минут перед отходом ко сну и предоставьте ребенку возможность рассказать о том, что его беспокоит. И вам совсем не нужно самим поддерживать этот разговор. Сидите и молчите, просто слушайте, что говорит ребенок — это предпосылка к выражению им своих чувств.

3. Приготовьте ребенка к неожиданностям. Чем меньше мы знаем о новой ситуации, тем больше мы боимся ее. Поэтому вам следует ознакомить детей с тем, что им предстоит. Например, ребенок, которому будут удалять миндалины, получит пользу от того, что заранее побывает в больнице и точно узнает, что с ним там случится. Ребенок, переезжающий в новый район или начинающий учиться в другой школе, должен получить возможность увидеть свой новый дом или заранее побывать в своей новой школе. Чем больше вы
сообщите заранее своему ребенку, тем меньше возможный стресс, который он будет испытывать. Если ребенок начнет сталкиваться с неожиданностями, уровень его обеспокоенности возрастет.

4. Объясните ребенку, когда что-то случится. Не забывайте, что очень маленькие дети не разбираются во времени так, как это делают взрослые. Ребенок, который боится, что больше никогда не увидит свою маму, может не понять, если вы объясните ему, что мама вернется через три дня из своей деловой поездки. Объясняйте ему такими словами, которые понятны ребенку. Скажите ему: «Мама вернется через три сна». Таким образом, он поймет, сколько времени ему придется ждать.

5. Не требуйте от ребенка только отличного поведения и высоких оценок. Одним из главных факторов, вызывающих стресс в жизни ребенка, могут быть ожидания родителей. Часто приходится снижать
эти ожидания, чтобы облегчить состояние ребенка.

6. Как избавиться от нервного тика. По мнению большинства специалистов, лучший способ помочь ребенку избавиться от нервного тика заключается в том, чтобы не обращать на него внимания. Если вы упомяните об этом, то просто усилите его беспокойство. Нервный тик — это просто способ сообщить вам о внутренних чувствах ребенка. После того, как родители поймут эти чувства, тик часто исчезает.
Но что если он не исчезает? В этом случае может понадобиться личная помощь. Нужно внимательно следить за другими симптомами, которые могут сопровождать нервный тик. Изменения в настроении, проблемы с концентрацией внимания, повышенный страх, перемены в уровне активности — все это может стать признаками депрессии и беспокойства. Посоветуйтесь с педиатром или учителем в школе, если такие симптомы начнут проявляться.

7. Протяните руку помощи. Неважно, какой это ребенок — малыш ли, только начавший ходить, пытается сдержать приступ раздражения или ребенок, который вот-вот станет юношей, беспокоящийся о том, что ожидает его в неполной средней школе, ваши дети должны знать, что вы — это безопасная гавань, куда они
могут вернуться, если с ними что-то случится. Ребенок, уверенный в своих родителях и доверяющий им, знающий, что они придут ему на помощь, если ему станет трудно, лучше других учится овладевать окружающей обстановкой. Чем больше поддерживает его окружение, тем легче для ребенка совершить переход от зависимости к способности функционировать в более независимой обстановке.

Но как можете вы прийти на помощь? Малышам и дошкольникам можно в буквальном смысле протянуть руку помощи. Например, ребенок, боящийся темноты или оказавшийся в новом детском саду, может захотеть держаться за вашу руку, пока не исчезнет его страх. Скажите ему: «Я знаю, что тебе страшно, но я помогу тебе» и ребенок быстро поймет: нет никаких оснований беспокоиться.
Общаясь с детьми более старшего возраста, дайте им понять, что вы полагаетесь на них, но что вы всегда
готовы прийти на помощь. Скажите: «Я знаю, что у тебя возникли трудности с друзьями, но я не сомневаюсь, что ты сумеешь все уладить. Если я понадоблюсь тебе, я всегда буду здесь».

8. Расскажите им о своих воспоминаниях. Поделитесь с детьми воспоминаниями о своих взлетах и падениях, и объясните, как вы справились со стрессом. Расскажите ребенку истории о своем детстве, о том, что причиняло вам боль и что вас смущало. Это сделает нормальными его собственные переживания.

9. Продемонстрируйте свой метод контроля над стрессом. Ничто не действует так хорошо, как демонстрация метода своего собственного управления стрессовыми ситуациями. Когда чей-то автомобиль пересекает дорогу перед вами на забитом машинами шоссе, или когда у вас слишком много работы по дому, вы можете наглядно показать своему ребенку, что стресс не нарушает вашего душевного равновесия и не разрушает вашу жизнь.
Постарайтесь установить равновесие между источниками стресса и моментами спокойствия и обновления: ходите на прогулки, ешьте хорошую пищу, общайтесь с друзьями и придерживайтесь определенного режима. Когда мы ведем хорошо сбалансированную жизнь, мы все способны легко переносить стресс. А когда мы справляемся таким образом со стрессом, наши дети следуют нашему примеру.

10. Установите определенные пределы внешкольным занятиям. Ребенок, который записан в излишне большое количество спортивных и других секций, является кандидатом номер один для стресса. Часто дети даже не получают удовольствия от своих внешкольных занятий, и не доставляют удовольствия родителям.
Родителям следует отойти в сторону, установив разумные пределы внешкольных занятий, и помочь ребенку заниматься вещами, доставляющими ему удовольствие. Не попадите в такую ловушку: «Мы заплатили много
денег за этот кларнет, поэтому тебе придется продолжать музыкальные уроки», а ребенку гораздо больше нравится провести этот час в своей комнате за чтением.

11. Попробуйте включать воображение. Детей школьного возраста можно научить пользоваться воображением для расслабления. Пусть ребенок сядет или ляжет на удобное для него место. Затем попросите его закрыть глаза, глубоко и ритмично дышать, воображая, что он находится в спокойном и мирном
окружении.

12. Укрепите у них чувство уверенности в себе. Люди, уверенные в себе, смотрят на стрессовые ситуации не как на трудность, а как на брошенный им вызов. Помогите своему ребенку обнаружить в себе
что-нибудь, что заставит его уважать себя. Поощряйте ребенка, когда он занимается деятельностью, в которой может добиться успеха. Для некоторых детей, особенно тех, кто не обладает хорошей координацией или плохо усваивает информацию, приходится приложить немало усилий, чтобы найти такие занятия, которые они исполняют успешно.
Само занятие может быть несложным, важно, чтобы оно ценилось, и за успех в нем ребенок получал похвалу родителей. «На тебя можно положиться, поэтому надеюсь, что ты поможешь мне каждый вечер накрывать на стол», — такие слова помогают ребенку обрести уверенность в себе. Когда вы хвалите детей за успехи, это компенсирует их недостатки в тех занятиях, которые они выполняют не так успешно.

13. Демонстрируйте им свою любовь. Чувство безграничной любви родителей к своему ребенку может защитить его от самых трудных жизненных стрессов. Например, ребенок, который знает что его любят, не так беспокоится о соперничестве — одном из самых главных источников стресса в школе. Примерно после третьего класса дети начинают испытывать этот надвигающийся призрак соревновательного распределения, который гласит: «Ты должен быть хорошим учеником, тебя должны любить другие ученики и ты должен быть принят ими». Тесты или игры иногда рассматриваются как проблемы жизни и смерти, хотя на самом деле все обстоит совсем не так.
Детям нужно знать, что родители их любят, вне зависимости от того, насколько успешно они проявляют себя в учебе или на спортивной площадке. Родители могут колоссально уменьшить беспокойство своих детей, просто сказав: «Ты молодец, неважно, что случится».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector