Aoasm.ru

Медицинский портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Золотые слова

Золотые слова

Нынешние малыши начинают говорить позже, чем в прежние годы

Фото: Фото с сайта woman.ru

Первый лепет, первые «ма», «па» — и буря эмоций. Дальше — больше. Однако бывает, что продвижение лексикона у крохи явно пробуксовывает. Медики констатируют: нынче задержка развития речи у детей стала чуть ли не массовым явлением. Современные малыши начинают говорить гораздо позже, чем в бытность, когда детьми были их родители. Отчего это происходит и что с этим делать, чтобы предотвратить возможные последствия?

Всему свое ли время

У иных родителей есть мнение, что придет свое время, и их молчун начнет болтать без умолку. Дескать, я тоже поздно заговорил, значит — в меня. В этом убеждении есть своя правота, но лишь отчасти. Как известно, в организме внезапно ничего не происходит. Специалисты говорят, что если следовать нормам, то в идеале трехлетний малыш должен изъясняться не отдельными словами, а фразами.

— Существуют определенные нормы развития ребенка в целом. Мы знаем, что в три месяца должен удерживать головку, в шесть — сидеть без поддержки, к году — ходить и так далее. Есть требования и к речи, — говорит логопед Мурманской детской поликлиники № 4 Надежда Шарапова. — В год и два месяца словарный запас должен составлять около десяти слов. Так называемый лепетный словарь, или, как его еще называют, словарь нянек: мама, папа, бай-бай вместо спи, би-би — машина. Родителям, которые считают, что ребенок начинает говорить в три года, должна сказать, что это миф. К этому возрасту уже должна быть сформирована фразовая речь. Ребенок должен объяснять свои потребности словами, соединяя их в предложения: мама, дай, идем гулять. Например, девочка, 1 год и 8 месяцев, разговаривает уже довольно развернутыми фразами, при этом у нее сформирована не только коммуникативная функция речи, но и планирущая. Увидев, что пошел снег, она говорила: «Ой, мы сейчас возьмем санки и пойдем кататься!». Конечно, имеет значение индивидуальность, но общие тенденции все равно должны быть. Ведь, если в год ребенок не ходит, значит, что-то не то. Так и с речью — родители должны обратить внимание: если в два года ребенок не говорит, нужно насторожиться.

Но вот что примечательно — нынче мы постоянно окружены разнообразным звуковым фоном, исходящим с экранов телевизоров, компьютеров, смартфонов, плюс многие стремятся как можно раньше отвести дитя в центр раннего развития, и, казалось бы, какая может быть задержка речевого развития с нынешними возможностями коммуникативности. Парадокс? Оказывается — нет.

Нужно больше общаться

«Задержка речевого развития» — согласитесь, звучит пугающе, по меньшей мере, услышать такое о своем чаде неприятно, больно, обидно. Но без паники. Не стоит пугаться и воспринимать как некую недоразвитость. Если заговорил позже трех лет, это еще не значит, что у него возникнут какие-то проблемы в будущем. Скорее всего, он догонит своих сверстников. Но только в том случае, если ему быстро помочь. Специалисты подчеркивают, что если есть проблема, то после трех лет счет идет уже на месяцы, и каждый упущенный для исправления ситуации может обернуться большими сложностями.

— За годы моей практики заметно увеличилось количество детей с задержкой развития речи, тяжелыми формами нарушения ее звуковой стороны. Еще 20 лет назад приходилось уговаривать родителей приводить детей в логопедическую группу детсада. Теперь в такие группы очередь, потому что их стало не хватать. Задержка речевого развития может быть связана с тремя главными причинами: генетической, болезнью матери и, соответственно, особенностью внутриутробного развития плода и недостаточное общение с ребенком, — поясняет Надежда Шарапова.

— Конечно, мы не отметаем генетический фактор: если кто-то из родителей заговорил поздно, есть вероятность, что и его ребенок начнет говорить позднее и потом догонит сверстников, — говорит главврач Мурманской детской поликлиники № 4, детский невролог Светлана Белозерова. — Поэтому, когда такого ребенка приводят к врачу, собирается вся информация: какие были проблемы у мамы во время беременности, как шло развитие ребенка на первом году жизни, часто ли он болеет, есть ли проблемы с дыхательной системой, какие-то другие хронические заболевания. В этом случае ребенок будет получать помощь не только со стороны логопеда и родителей (они обязательно должны включиться в этот процесс), но и адекватное лечение, чтобы укрепить здоровье. Важно понимать: если ребенок развивается, то он должен постоянно удивлять — вчера еще умел говорить что-то одно, а сегодня выдал совершенно новое, чего от него не ожидали. Если не удивляет или удивляет неприятно по сравнению с другими детьми, то это уже повод обратиться к специалисту. Сейчас детские медучреждения нацелены не только на лечебный процесс, но и профилактический. Родители в курсе, что дети до года и старше (до 2 лет) и далее в определенные сроки должны посещать узких специалистов. В профилактических осмотрах логопедическая помощь не прописана, но она есть в поликлиниках. И даже с профилактической целью — есть ли у малыша проблема или нет — можно всегда поинтересоваться и получить необходимую консультацию у специалиста. Ведь речевое развитие дошкольника обязательно закладывает фундамент его успеваемости в школе.

Развитие речи прежде всего зависит от того, какой «материал» получил ребенок от родителей, то есть насколько они здоровы. Сейчас медицина шагнула далеко вперед, и если раньше действовал естественный отбор, то современные возможности позволяют сохранить беременности, которые лет 20-30 назад не могли быть выношены. Конечно, это здорово, но при этом реабилитация, укрепление здоровья требуется на протяжении всей жизни. Вторая проблема, которая все чаще возникает, психо-речевого развития — нехватка общения родителей с ребенком. С одной стороны, современные мамы и папы сейчас много уделяют внимания своим чадам: развлекают, наряжают, возят по разным странам мира. Однако рассказать сказку про теремок, порассуждать с малышом, как и почему все происходит — на это времени не находят. Лишь дают планшет с какой-нибудь развивающей, как они считают, игрой. При этом моторика у ребенка совершенно не развивается. А это прямая проекция на речевую зону. И если мама в период становления у ребенка слухового восприятия — с 8 месяцев до года — ребенку потешки не пела, гули-гули с ним не гулила, в 2,5 года не играла с ним на дудочке или каких-то других детских музыкальных инструментах, песни с ним не пропела, то у малыша зона мозга, отвечающая за слышание, развивается позднее. Поэтому, даже не имея речевой симптоматики, такой ребенок к четырем годам не выговаривает даже простые звуки, нечетко произносит гласные — например, почти нет разницы в произношении «о» и «у». Все это может услышать именно логопед, поэтому так важно обращаться именно к этому специалисту.

Нужно понимать, что чем больше мы занимается с ребенком лепкой, мозаикой — любым творчеством — и при этом разговариваем с ним, объясняем, тем больше шансов для толчка в его речевом развитии, чего не скажешь о детях, которые одним пальчиком часами водят по экрану планшета, — подчеркивает Светлана Белозерова.

В обнимку с «цифрой»

А можно ли наоборот — ускорить развитие речи? У медиков на этот счет есть свое мнение.

— Не вижу целесообразности в этом, — считает Надежда Шарапова. — Дело в том, что структуры мозга, которые отвечают за моторику, речь, интеллект, развиваются на определенных этапах, и ускорять их не стоит ранним обучением. То есть в четыре года плохо говорящего ребенка, слабо владеющего грамматикой русского языка, потому что еще просто не усвоена в силу возраста, не стоит отводить на курсы иностранного языка. Если у него хорошая память, то есть развит отдел мозга, отвечающий за запоминание информации, он действительно научится говорить на иностранном языке, но от этого лучше и чище говорить не будет. Это как в чердак складывать ненужные вещи. Примерно то же самое происходит и с памятью, в результате, что нужно, не можем запомнить, а ненужное постоянно пихаем на «чердак», а этого не стоит делать. Безусловно, все зависит прежде всего от центральной нервной системы, насколько в ней слаженно работают все ее механизмы, полушарные связи — то есть это неврология, нейропсихология, нейролингвистика.

Читать еще:  Возможно ли в 15 лет получить инсульт

Есть исследования, которые показали, что при нагрузке зрительного анализатора, — мы говорим именно о телевизоре, компьютере, а не о картинах в музее, — зоны мозга, которые отвечают за звук, блокируются.

— Звук для маленького ребенка является шумом, поэтому, когда мы в это время с ним разговариваем, ему и речь-то трудно воспринимать нормально, — говорит Светлана Белозерова. — Восприятие речи, ее развитие не происходит с помощью телевизора, планшета, компьютера. Нужно иметь в виду, что частота звуковых волн не воспринимается мозгом как человеческая речь. Сначала ребенка нужно научить воспринимать нашу обычную, межиндивидуальную речь, а лишь потом давать что-то смотреть, слушать с экранов электронной техники, когда они же понимают, что именно они слышат. С ребенком прежде всего нужно говорить!

Доказано:

Самым важным компонентом в развитии мозга является связь между ребенком и тем, кто рядом.

Для младенца, который только пробует фокусировать взгляд, нежное воркование с ним родных стимулирует соединения миллиардов нейронов мозга ребенка.

Чем больше родители разговаривают с детьми, тем выше показатель развития и будущей успеваемости в школе.

Полезно знать:

Во время длительного просмотра мультфильмов нейроны мозга ребенка простаивают — не развиваются мыслительные операции, так как информация не требует переработки. В нервных клетках образуется энзим, который разрушает недостаточно миелинизированные нервные связи (миелин — изолирующее вещество, повышающее скорость распространения нервного импульса).

«…Если родители не умеют разговаривать – логопед ребенку не поможет.»

«…Если родители не умеют разговаривать – логопед ребенку не поможет.»

Речь. Такой, на первый взгляд, простой и понятный критерий развития обычного ребенка.

Любопытные взгляды соседских мам на детской площадке, волнения ближайших родственников, вопросы «ну, как, ваш то говорит уже?» переносятся спокойно родителями до тех пор, пока ребенок маленький. А точнее, пока ему не исполнилось 2 – 3 года.

Обычно, если в 2 года речевые ожидания не оправдались, а попросту — малыш не заговорил, родительские тревога и беспокойство начинают зашкаливать…

Именно на этот возраст выпадает пик обращений за помощью к логопеду.

И абсолютно правильно, потому что впереди еще 4 года до школы и вполне можно успеть получить квалифицированную помощь.

Придя на первый прием к специалисту, основной вопрос встречи заключается в слове «ПОЧЕМУ». И это очень понятно. Каждому родителю хочется знать, отчего же молчит его малыш.

В медицинской литературе мы можем найти массу разных причин, которые мешают речи ребенка развиваться. И об этом, конечно же, говорим с родителями на наших встречах.

Но часто происходит так, что причины вроде бы найдены, рекомендации выполнены, а ребенок, по – прежнему, молчит.

Значит нужно исследовать проблему еще глубже.

Именно поэтому, обсудив медицинские подробности такой еще маленькой жизни малыша, необходимо не только обращать внимание на непосредственно речь ребенка, а задумываться над особенностями жизни семьи, в которой растет этот ребенок.

И в ходе беседы возникают вопросы, которые часто с удивлением и в то же время с огромным интересом воспринимают родители.

Какие? Вопросы тонкостей ОТНОШЕНИЙ.

ОТНОШЕНИЙ родителей и ребенка. ОТНОШЕНИЙ родителей между собой. ОТНОШЕНИЙ родителей и с их родителями.

«…Для чего? Какая здесь связь? Зачем это? Мы пришли ребенка показать…», — частые реплики родителей на логопедическом приеме.

Мы приглашаем вас задуматься, что ответы на эти вопросы — это тоже есть причины возникновения задержек речевого развития детей.

Вот несколько случаев из нашей каждодневной практики:

«На приеме у логопеда семейная пара. 12 лет ждали появления малыша. И вот, наконец – то, сын. Радости нет предела! Ребенок очень долгожданный – родители в нем «души не чают» и все делают для того, чтобы малыш ни в чем не нуждался. Интересы ребенка – превыше всего. Вся жизнь семьи подчинена теперь малышу. Ребенок – главный. Очень понятная ситуация. И все бы ничего, если бы не задержка речи…мальчик не говорит.»

Давайте вместе порассуждаем. Ребёнок в этой семье – главный. А главный – это ответственность. Сложно быть ответственным в 2 года и отвечать за семью. Непосильно пока ребенку нести такую ношу. И сказать то из этой роли малышу пока нечего. Вот и молчит.

Малыш в этой семье заговорил после того, как мама с папой снова вернули себе главную позицию. С помощью специалиста вспомнили о своих интересах, и желаниях, а ребенок смог начать жить своей, детской жизнью, в которой с удовольствием заговорил.

…Мама и папа на приеме с девочкой 2,5 года. У семьи есть еще старший сын 19 лет. Малышку кормят детскими пюре, водят в памперсах, пьет девочка из бутылочки…Ребенок здоров, семья счастлива. И все бы ничего, если бы не задержка речи…девочка молчит.

Ребенок заговорил после того, как вместе с мамой и папой выяснили «зачем вам нужно быть родителями постоянно маленького ребёнка?».

При способности пережевывать уже взрослую пищу и усваивать ее, полном рте зубов – кушает ребенок пюре. При умении проситься в туалет – носит памперсы, при отличном умении пить из чашки – утоляет жажду из бутылочки. Эти описание ребенка до года. А маленький ребенок пока не умеет разговаривать. Вот и дочка молчит, хотя должна разговаривать предложениями.

Еще один случай:

На приеме мама с сыном 2 лет. Папа мальчика в постоянных командировках, дома бывает редко. Женщина в усталости и раздражении. Сына показывали всем специалистам. Ребенок здоров.

Все хорошо, но молчит.

В беседе мама говорит, что не может найти общего языка с мужем, не понимает, как сделать так, чтобы муж был чаще дома, не знает, как поговорить с ним о своем волнении и усталости, чтобы не расстраивать…

«Как говорить?» — ключевой вопрос наших встреч.

Речь мальчика стала развиваться после того, как семья, при поддержке специалиста, все же нашла возможность поговорить и обсудить волнующие друг друга темы.

Послесловие.

Разговаривать на тему сложностей развития детей непросто. Волнение, тревога, вина, стыд… Поднимается очень много разных переживаний. Во время разговора вы можете разволноваться, растеряться, забыть сказать то, что хотели…

Но, когда вы говорите о том, что вас на самом деле волнует, у другого человека, будь то ребенок или муж (жена) появляется возможность вообще это узнать и ответить вам, поддержать вас, найти выход.

И напряжение, копившееся долгое время, спадает. Появляется возможность развития. А речевого развития особенно!

Решения найдутся для любой ситуации, но для этого, конечно, сначала нужно ЗАГОВОРИТЬ!

Слова и выражения, которые ни в коем случае нельзя говорить ребенку

Как только ребенок начинает понимать речь, каждый родитель больше задумывается над тем, что он говорит. Неизбежно приходится работать над собой. Ведь многие фразы и реакции возникают внезапно и необдуманно. Что-то всплывает из прошлого: так говорили наши родители. Что-то мы невзначай берем у окружающих. А что-то произносим в моменты сильной усталости или безысходности.

Но, безусловно, стоит стремиться не использовать в отношении своих детей выражения, которые могут их ранить и повлиять на дальнейшую жизнь.

Моему сыну 2,5 года, кризис 3-х лет то ли уже наступил, то ли так явно к нам подбирается. Он часто рьяно отстаивает свою позицию, горько расстраивается, если что-то идет не так, конечно же, в сопровождении громких истерик и сопротивления. В такие моменты очень сложно сохранять самообладание, особенно если ты «не в ресурсе» – устала от рабочих и бытовых задач. Нет-нет да вырывается то, что меня саму задевало и обижало в детстве.

Поэтому я собрала 15 фраз, которые не стоит говорить ребенку. Чтобы в будущем ему не приходилось прорабатывать с психологом детские травмы.

«Не плачь! Ты же мальчик (большой)»
Дети плачут. Это естественная реакция на новое, стресс, боль, обиду и так далее. Привлечение внимания взрослых в конце концов. Когда мы используем подобные выражения, мы как бы запрещаем проявлять чувства, загоняем их вглубь и прячем.

«Не бегай, а то упадешь»
Лучше не употреблять отрицательную частицу «не» и не заострять внимание на том, что может случиться с ребенком, не программировать. Попробуйте без «не» и упреков, обращать внимание на то, что вы считаете необходимым в данный момент: «Аккуратнее», «Давай так» и так далее.

Читать еще:  МРТ головного мозга, помогите, пожалуйста

«Пока не доешь, не выйдешь из-за стола»
Регулируя за ребенка объем пищи, заставляя его есть или не есть те или иные продукты, мы мешаем ему выстраивать собственные отношения с едой, учиться слушать свой организм и таким образом формируем неправильное пищевое поведение.

«Раз так ты себя ведешь, я тебя не люблю»
Разве есть что-то, из-за чего можно действительно не любить ребенка? Наверное, нет! Но брошенная в сердцах фраза оседает глубоко и сильно ранит малыша. Он может начать стараться полностью подстраиваться под вас вопреки своим желаниям и потребностям, чтобы отвоевать немного любви.

«Посмотри, как хорошо себя ведет этот ребенок, а как ты!»
Сравнение – излюбленный прием поколения нынешних бабушек и дедушек.
Такими словами обесцениваются поступки ребенка. И в итоге, во взрослом возрасте человек не чувствует уверенности в себе.

«А вот я в твоем возрасте»
Обычно ребенок считывает, что он какой-то не такой, что он разочаровывает родителей. А ведь все развиваются по-разному и в своем темпе. Возможно, не умеет кататься на велосипеде, зато отлично рисует. Вместо сравнений отмечайте достижения, мотивируйте и поддерживайте.

«Если ты не перестанешь, мы больше никогда не поедем (пойдем, купим)»
Говорите только то, в чем уверены. Если вы знаете, что не можете не прийти в магазин, о котором сгоряча так хотите сказать, лучше выберете более мягкую формулировку или вообще не используйте подобные угрозы.

«Я ухожу, а ты останешься один»
Страх одиночества – наш базовый страх, появившийся еще тогда, когда люди не могли выжить по одному. И остающийся до сих пор. Именно поэтому младенцы так чутко реагируют на уход значимых взрослых.

«Не будь жадиной»
Когда ребенок так себя ведет, задайте себе вопрос почему? Возможно, нужно объяснить ему что-то, показать пример – он обязательно научится. Или же его поведение вполне объяснимо, и, наоборот, требуется поддержка и защита (например, от более старших детей).

«Будешь себя плохо вести, мы тебя отдадим дяде/полицейскому/Бабе-яге»
Во-первых, это не осуществимо, а значит, ребенок рано или поздно поймет, что слова взрослого не имеют силы, а во-вторых, для очень впечатлительных детей подобные фразы могут вылиться в ночные кошмары и страхи.

«Не переживай, ничего такого не случилось!»
Любое переживание, которое испытывает человек, важно. Ведь все мы разные. А ребенок растет, учится, и даже потеря не самой любимой куклы может быть очень значительной.

«У тебя не получится, давай я сделаю»
Лучший опыт – опыт, полученный самостоятельно, без чьей либо помощи. Ну и нет ничего ценнее веры значимого взрослого. Не стоит делать что-то за ребенка.

«Делай (бери) что хочешь, только успокойся»
Слова отчаяния, которые на деле невозможно осуществить, и ребенок это понимает. Лучше выдохнуть, досчитать до 10 и предложить, например, посмотреть мультфильм.

«Ты ведь должен понимать, ты же знаешь»
Ребенок мыслит не так, как взрослый, другими категориями, живет здесь и сейчас. Понимание придет с возрастом, не стоит требовать его раньше времени.

«Что же ты такой дурной (криворукий и нескладный)»
В жизни будут люди, сомневающиеся в вашем малыше, пусть с вами он будет как за каменной стеной. Не скупитесь на воодушевляющие слова и помните, что все ошибаются.

Почему ребёнок в 2,5 года не разговаривает

Почему ребёнок в 2,5 года не разговаривает

Если в два с половиной года малыш не говорит или общается на только ему понятном языке, стоит проконсультироваться у специалиста. Вероятно, имеет место темповая задержка речевого развития или общее недоразвитие речи. Часто с проблемой можно справиться самостоятельно.

Дети двух с половиной лет пользуются речью в качестве средства общения. Они подсознательно усваивают основные грамматические категории – правила склонения слов по родам, падежам и числам, основные формы глаголов.

Если ребёнок в 2,5 года не разговаривает, скорее всего, у него имеется темповая задержка речевого развития или общее недоразвитие речи.

  1. Норма развития речи в 2 года и 5 месяцев
  2. Признаки проблемы речевого развития
  3. Почему возникает задержка речевого развития, её последствия
  4. К кому обращаться за помощью
  5. Как самостоятельно помочь ребёнку заговорить

Норма развития речи в 2 года и 5 месяцев

Хотя развитие речи у каждого малыша проходит по индивидуальному маршруту, существуют общие для всех нормы речевого развития и среднестатистические сроки появления тех или иных языковых единиц.

К 2,5 годам малыши произносят простые фразы из двух слов, в словаре детей этого возраста содержится от 50 до 250 словесных единиц. В основном это существительные и глаголы, реже местоимения, прилагательные, наречия. К рубежу между третьим и четвёртым годом жизни активный словарь возрастёт до 1 тысячи слов.

Готовность общаться со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми – основное качество детской речи в этом возрасте. Хотя ребёнок пока плохо говорит простыми предложениями, он легко может рассказать об увиденном, спросить о том, что его интересует.

На третьем году жизни у детей начинается период усвоения языковой системы языка. Осознанного отношения к собственной речи и к речи окружающих у ребёнка ещё нет.

Слабость мышц губ и языка, неумение выполнять тонкие движения органов артикуляции приводят к тому, что многие звуки малыш пока не может произносить точно. Овладение шипящими и сонорными согласными (л, р) ещё впереди. Например, звук [Р] появляется в пять-семь лет.

Ребёнок 2,5 лет активно интересуется окружающим, часто спрашивает о предметах и явлениях, доступных его пониманию: «Что это?», «Зачем?», «Почему?». Эти вопросы нельзя игнорировать, потому что не получив несколько раз ответ, дети просто перестают обращаться ко взрослым, начинают меньше контактировать.

Если родители отвечают на все интересующие вопросы маленького познавателя мира, они развивают очень ценное качество — пытливость ума, стремление к знанию, тем самым развивая его.

Признаки проблемы речевого развития

Не все родители одинаково относятся к темпу освоения их чадом родной речи. Кто-то удручён, что малыш не читает в 2 года наизусть детские стихи, а кто-то беспечно относится к тому, что на третьем году жизни ребёнок не говорит или общается на «тарабарском» языке, и его никто, кроме мамы, не понимает.

Если есть сомнения в том, правильными ли темпами развивается речь в два с половиной года, не стоит ориентироваться на мнение знакомых или читать форумы — лучше обратиться к логопеду за консультацией. Это разумно сделать в возрасте 2 лет 4 месяцев, но можно задать свои вопросы и раньше. 2,4-2,6 лет — это рекомендуемый возраст.

С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые

Союз педиатров России подтверждает, что речевое развитие мальчиков может немного отставать от достижений девочек того же возраста. Причина такого несоответствия в том, что у мальчиков связь между двумя полушариями, обеспечивающая их согласованную работу, формируется с некоторой задержкой.

Им труднее, чем девочкам оформить грамматически правильно своё высказывание. С течением времени этот диссонанс устраняется, часто именно мужчины обладают яркой образной речью, они успешны на литературном поприще.

Признаки отставания от возрастной нормы:

  • малыш не может выполнить простую инструкцию из 2 этапов: «Сначала поставь стул, потом посади туда мишку».
  • его словарный запас гораздо беднее, чем лексикон сверстников или составляет от 20 до 50 слов.
  • он не обращается речью ко взрослым с просьбами и вопросами.
  • почти всегда использует жестикуляцию для объяснения своих потребностей, а не слова.
  • ему безразлично, понимают ли близкие люди то, что он говорит.
  • он не может показать названный знакомый предмет, принести по просьбе взрослого то, чего нет в зоне видимости.
  • в речи малыша нет фраз даже из двух слов.
  • он мычит или разговаривает на своём языке.
  • не понимает слов и не говорит.
  • его не привлекает чтение художественных произведений, рассказывание стихов, сказок.
  • он не повторяет или самостоятельно не рассказывает небольшие стихотворения.

Эти симптомы могут наблюдаться в комплексе или по отдельности. Они сигнализируют о темповой задержке речевого развития – состоянии, которое можно компенсировать регулярными самостоятельными занятиями с малышом, или об общем недоразвитии речи – более сложной патологии, коррекции которой придётся уделить гораздо больше времени.

  • Темповая задержка речи, или задержка речевого развития (ЗРР) – органических поражений нет, интеллект и эмоциональное развитие в норме, «он всё понимает, но не может сказать».
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – патология, в основе которой лежит поражение центральной нервной системы, но наряду с речевой аномалией очень часто вторично страдают другие психические процессы (внимание, мышление, память).

Понятие темповой задержки речи применимо к детям до 3 лет. После этого возраста легко устранимое нарушение перерастает в серьёзную проблему и превращается в диагноз.

Почему возникает задержка речевого развития, её последствия

Запаздывание речи может происходить по следующим причинам:

  • физическое истощение из-за соматических заболеваний;
  • патологии ушей и носоглотки;
  • поражения центральной нервной системы;
  • недостатки воспитания из-за невнимания к ребёнку, когда с ним не занимаются и мало общаются.
Читать еще:  Держится за голову и зажимает глаза

Патологии ЦНС могут возникнуть по причине родовой травмы, асфиксии в родах, перенесённой инфекции, травмы черепа, генетически обусловленных заболеваний.

Запущенность развития — это довольно частая причина почему ребёнок в 2,5 года не разговаривает. Многим родителям некогда заниматься своим чадом и вместо общения с папой или мамой он играет в одиночестве или получает в руки планшет на весь день, что не особо способствует речевому развитию, какие бы развивающие приложения там ни стояли.

Отставание детской речи, не исправленное своевременно в раннем детстве, может привести к умственной отсталости. Поэтому если ваш малыш в два с половиной года не говорит — это тревожный симптом большой назревающей проблемы.

Ребёнок не сможет чувствовать себя комфортно в детском саду и школе, его отклонение в развитии будет заметно сверстникам, могут возникнуть проблемы социализации. Малыш начнёт замыкаться в себе, не будет слушаться, родители будут испытывать тревогу.

Многие родители сначала внимают советам знакомых или анонимов на форумах, что стоит подождать. А когда становится слишком поздно и ставится неприятный диагноз, они начинают бить тревогу, думать что делать.

Известный врач-педиатр доктор Комаровский Е.О., чьему мнению всецело доверяют многие мамы и бабушки считает, что нужно начинать заниматься развитием речи как можно раньше — например, с годика. Если вы ощущаете тревогу по поводу формирования речи, обратитесь за консультацией к узкопрофильному специалисту — логопеду, детскому психологу или неврологу.

Два с половиной года — это тот возраст, когда можно начинать бить тревогу. Задуматься о проблеме лучше в два года. Принцип простой — предотвратить проблему развития речи намного проще, чем её решать. Знаете родителей, которые по несколько лет водят детей на занятия к частным логопедам? Их немало. а этого можно было избежать.

К кому обращаться за помощью

Причины, приводящие к задержке речи разные. Чтобы решить проблему родителям иногда приходится обращаться к нескольким специалистам. Среди них можно выделить пять основных — логопед, дефектолог, ЛОР (для исключения нарушений слуха), невролог или психоневролог.

Существуют различные методики коррекции общего недоразвития речи (ОНР) и темповой задержки (ЗРР), которыми владеют логопеды и дефектологи. В сочетании с необходимой медикаментозной коррекцией, назначаемой врачами, они дают прекрасные результаты.

Как проверить слух у ребёнка в домашних условиях

Медикаментозное лечение используют лишь в тяжёлых случаях, часто можно обойтись без него. Иногда оно вообще не нужно, но врачи назначают приём лекарств. Хороший логопед может компенсировать некоторые из них простой работой с малышом, принимать их будет не нужно.

Помните, что только врачи имеют право назначать приём препаратов. У логопедов нет такого права.

Со своей стороны родители должны на время коррекции создать насыщенную речевую среду для стимулирования детской речи. Нужно вынуждать малыша говорить, притворяться, что не понимаете его, если он жестами пытается объяснить чего хочет.

При посещении специалиста родителям малыша с задержкой речевого развития нужно, не скрывая, рассказать о возможных проблемах со здоровьем ребёнка, чтобы получить эффективную помощь от него.

В случае темповой задержки речи родители могут заниматься с детьми самостоятельно. Многие так и делают: первый раз обращаются к логопеду за консультацией, а на основе полученных знаний и материалов начинают самостоятельную работу.

Задача логопеда в этом случае заключается в том, чтобы провести диагностику речевого развития и выявить имеющиеся у малыша проблемы. После этого родители понимают текущую ситуацию и начинают работать с малышом самостоятельно.

Отзывы о специалисте важны, но есть нюанс. Если логопед помог сыну или дочери вашей подруги/соседки, это не означает, что он сможет помочь вашему ребёнку. Все дети разные, со своими особенностями и умениями, не всегда у специалиста получается найти подход к малышу, решить его проблемы.

Обращайте внимание на рекомендации и опыт логопеда. Решение о том будете ли ходить к нему, можно принять после того, как увидите его в работе и убедитесь, что ребёнку процесс интересен. Лучший способ оценить логопеда — прийти на диагностику и посмотреть как логопед работает, как реагирует малыш, насколько ему интересно.

Государство в меру сил пытается помочь детям с речевой задержкой. Для этого созданы государственные центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Они есть в каждом районе крупных городов и оказывают услуги бесплатно. Но попасть туда непросто, так как детей с проблемами много, а количество мест ограничено.

Как самостоятельно помочь ребёнку заговорить

С темповой задержкой подготовленные родители могут справиться самостоятельно, нужно лишь уделять работе с малышом, который плохо говорит, по несколько часов день.

Для этого обратите внимание на представленные ниже приёмы занятий с детьми и упражнения:

  • создание благоприятной языковой среды, в которой ребёнок будет чётко слышать произносимые взрослыми слова, а не шумовой фон от работающего телевизора.
  • использование дидактических игр – сортёров, вкладышей, кубиков, разрезных картинок. Позже малыш сам будет хотеть играть;
  • чтение детских сказок, потешек, колыбельных, стихов Агнии Барто, Валентина Берестова, Корнея Чуковского, Ирины Токмаковой и других авторов;
  • игра на музыкальных инструментах, пение детских песенок;
  • комментарии взрослых по поводу увиденного дома, на даче, в магазине, на прогулке. Нужно говорить много обо всём окружающем ребёнка;
  • показ картинок, коротеньких видео о животных, рассказывание о них, разучивание сначала звукоподражаний, затем стихотворений;
  • просмотр мультфильмов вместе с детьми, с пояснениями названий персонажей, действий героев;
  • обучение детей рисованию, лепке, аппликации, создание совместных работ будет не только развивать умения, но и вызывать желание рассказать о процессе, похвастаться перед окружающими.

Всё это проводится в игровой форме, это не урок. Учить детей речи важно через игру. На успехи малыша обязательно нужно реагировать, хвалить его.

Чего нельзя делать, так это говорить за малыша, безмолвно помогать ему. Этим грешат многие родители и бабушки с дедушками. Например, малышу нужна игрушка до которой ему не дотянуться. Он подходит, показывает на неё рукой, но не обозначает своё желание словами, не хочет говорить. Многие взрослые сами произносят «Дать тебе эту игрушку?», совершая ошибку.

Правильно делать вид, что не понимаете его, давать лежащий рядом предмет и удивляться, что он хотел не его. Суть этой игры — заставить малыша сказать, что ему нужно, приучать к необходимости общаться, если он хочет получить желаемое, вытягивать на разговор. Поначалу будет получаться плохо, он может даже плакать, но со временем у него это будет получаться всё лучше.

Очень полезно развивать мелкую моторику, делать артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Для развития мышц органов артикуляции иногда нужно делать массаж губ, языка, нижней челюсти. С этим справится любой логопед или родитель, после небольшого обучения.

Различными тренажёрами типа каучукового мячика, мячика-ёжика, массажными кольцами нужно массировать пальчики, ладошки, сопровождая это проговариванием весёлых стихов или потешек.

Внимательное отношение к детской речи, своевременная работа родителей и специалистов по коррекционной работе, обязательно помогут ребёнку преодолеть речевое отставание в более короткие сроки. Чем раньше начать работу, тем легче и быстрее решится проблема.

Если после прочтения статьи у вас остались вопросы — задавайте их в комментариях или присылайте на почту (контакты ниже). Отвечаю всем. К сожалению, определить причину нарушения речи малыша по текстовому описанию невозможно, поэтому дать конкретные рекомендации в отношении развития вашего ребёнка я не смогу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector