Aoasm.ru

Медицинский портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 г. Любим

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 г. Любим

Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребёнка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении,

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно, используя «взрослые» слова. Не позволяйте ребёнку говорить быстро.

Всегда рассказывайте ребёнку о том, что видите. Помните, что если для вас всё окружающее знакомо и привычно, то ребёнка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растёт, цветок цветёт, зачем на нём пчела. От вас зависит, будет ли развиваться ваш ребёнок.

Главные составляющие красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щёки раздувать нельзя!).

Если ребёнку исполнилось 7-8 лет, он обязательно должен уметь говорить фразами.

Жесты дополняют нашу речь. Но если ребёнок вместо речи часто пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Побуждайте ребенка говорить.

«Золотая серединка» — вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, т. е. к норме. Присмотритесь к ребёнку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!).

Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребёнка, – прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображён на них; пусть ребёнок отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? почему? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

Критерии, по которым можно оценить речь ребёнка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы:

3 – 4 года – [с], [з], [ц] уже должны правильно произноситься;

до 6 – 7 лет допускается замена самого сложного звука [р] более простым звуком или его отсутствие в речи.

Леворукость — не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания, Это может привести к возникновению неврозов и заикания.

Мелкая моторика — так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки ребёнка. Это игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.

Нельзя заниматься с ребёнком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятия и в том случае, если ребенок чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фраза – после 3.

Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

Режим дня очень важен для ребёнка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если ребёнок плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать натуральные масла, обладающие успокаивающим эффектом.

Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, чётко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, учитель, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения – заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребёнком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

Фольклор — лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются.

«Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный»— эту истину провозгласил ещё М Монтень. Информация, которая сообщается ребёнку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

Цветы (ромашки, одуванчики и др.) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребёнку дуть на одуванчик (не раздувая щёки!), вырабатываем направленную воздушную струю; понюхать ромашку – вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом («Ах, как пахнет!»). Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!

«Часики» — упражнение для развития подвижности языка. Ребёнок смотрит в зеркало, рот широко открыт, язычок тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задаёт ритм: «Тик-та, тик-так!», а ребёнок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как ребёнок выполняет это упражнение.

Шепотной речи тоже нужно учить. Ребёнку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы ребёнок не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до 10 – 12 (!) лет, так как их голосовые связки находятся в стадии формирования.

Щётка (любая), используемая для массажа пальцев, ладошек стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев. Зубная щётка поможет повысить тонус мышц языка.

«Эхо» — игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребёнок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.

Юла, ёлка, ежи, яблоко — эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состоят из двух звуков:

Язык — орган артикуляции. Научите ребёнка перед зеркалом поднимать и опускать зык, делать его широким, узким, Достаточно 10-15 мин ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у ребёнка не было проблем с произнесением звуков.

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! ПОМНИТЕ!

Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.

  1. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.
  2. Первый образец речи для ребёнка— это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья – первая школа.
  3. Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова – это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.
  4. Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова – заменители типа ням – ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.
  5. При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.
  6. Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребёнка обращайтесь к специалистам.
  7. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.
  8. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.
Читать еще:  Мямлю при общении с людьми

© Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 г. Любим, 2017 – 2021

Развитие речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет)

Краткое содержание: Развитие речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры и упражнения развивающие речь у ребенка. Развитие фонематического слуха — основа развития речи. Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата (логопедические упражнения). Стихотворения для детей. Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить? Расстройства речи. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Речь и изобразительная деятельность: какая взаимосвязь?

Описание развития речи у ребенка по годам:

Описание развития речи у ребенка по этапам:

Игры и упражнения для развития речи:

Отставание речевого развития:

Нарушения речевого развития:

Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть: нарушения в развитии мышц артикулляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков. Нарушение звукопроизношения и артикуляции — ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.

Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа (низкое развитие фонематического слуха) — недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза — способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями.

В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленить звуки последовательно или по месту их расположения; неумение различить звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости; неумение обозначать твердость — мягкость на письме. По этим же причинам тормозится приобретение навыка словообразования и словоизменения.

Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи — ребенок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости.

Недостаточное развитие смысловой догадки — ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы.

Недостаточное развитие лексики — бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом.

Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

В раздел «Развивающие методики. Речь» мы включили упражнения для тренировки мышц артикулляционно-речевого аппарата (логопедические упражнения), задания на развитие фонематического слуха, грамматических навыков, словарного запаса. Кроме того, здесь же приводятся интересные и в тоже время эффективные игры для развитие речи у детей. Даются рекомендации как правильно учить стихи, и в этом же подразделе вы найдете много веселых стихотворений для детей известных авторов.

Эффективные упражнения для развития речи

Во взрослом возрасте люди, не задумываясь, произносят предложения, выступают перед аудиторией. А ведь речевой поток – это сложный двигательный процесс, в котором задействованы разнообразные артикуляционно-мимические движения губ, языка, челюсти. С самого рождения начинается речевое развитие. Если оно по каким-либо причинам задерживается или продвигается неправильно, обязательно применяются упражнения для развития речи. В этой статье рассмотрим занятия, с помощью которых развивают речь, начиная с первого года жизни.

Для чего нужно развивать речь?

Дети рождаются как чистый лист бумаги, не наполненный никакими знаниями. Освоение родной речи – важнейший навык, помогающий ребенку успешно проходить процесс социализации, усваивать новые знания, обмениваться информацией с другими людьми.

Освоение речи ребенком является определяющим фактором для оценки развития мозговых структур, успешного обучения и получения профессии. Что включает в себя понятие «правильная речь»?

  • Правильное произношение всех звуков.
  • Правильное употребление слов в предложении по смыслу.
  • Правильное изменение частей слов, согласно грамматическим правилам родного языка.

Для взрослого человека развитие устной речи включает в себя богатство словарного запаса, четкость и выразительность текста.

Развитие речи в первый год

За первый год жизни здоровый ребенок делает большущий шаг в развитии физическом, психическом и речевом. У него появляются важные навыки общения, которые начинаются уже с первых дней. Рассмотрим, какие важные этапы общения должны быть у детей первого года:

  • Первые три недели. По мнению взрослых, ребенок еще ничего не понимает. Действительно, инициативы в общении у новорожденного нет, но взрослые должны обеспечивать зрительный контакт и эмоциональное общение с ним. Это определяющий момент для развития речи в дальнейшем.
  • Конец первого месяца – начало второго. Младенец постепенно начинает проявлять инициативу в общении. Появляется «комплекс оживления»: он гулит, улыбается и радостно дергает ручками, ножками при виде взрослого. Родителям важно реагировать на такое оживление – это и является основным «занятием по развитию речи» в данный период. Маме важно организовывать зрительный контакт и эмоциональное положительное общение – приветливый разговор, улыбка на лице дают младенцу ощущение безопасности. Когда он плачет – это не всегда плохо, таким образом новорожденный может просить об общении с ним.
  • 2-4 месяца. Малыш активно гулит, произносит слоги: «агы», «бу», «гы», «ага» и другие. Эти задненебные звуки – предпосылки правильной речи. Для поощрения развития речи младенца родителям нужно повторять эти звуки, давать «выговориться», улыбаться и восхищаться разговором ребенка.
  • 6-12 месяцев. Наступает период освоения родного языка. Этот этап носит название лепет, или послоговая речь. Малыш учится понимать обращение к нему, приучается к тому, что каждое слово имеет свое значение. Приблизительно в 8 месяцев малыш начинает повторять легкие слова взрослых, сокращая их: собака – «ав-ав», кошка – «мяу» и другие.
Читать еще:  Нарушение произношения шипящих звуков

Второе полугодие – период развития слухового внимания. Ему нужно уделить особое внимание, так как от этого зависит произношение и понимание слов в дальнейшем. Малыша можно стимулировать: под музыку приплясывать с ним, петь песенки, издавать звук в разных направлениях, чтобы он поворачивался и искал источник звука. В этот период можно покупать игрушечные музыкальные инструменты и повторять за звуком какую-либо букву: «ш-ш-ш», «з-з-з», «а-а-а» и другие.

После первого полугодия уже можно начинать развивать речь с артикуляционных упражнений: щелкать языком, улыбаться (активизируются губные мышцы).

Для годовалых детей важны: пальчиковая гимнастика: «сорока-белобока», массаж кистей – разминается фаланга каждого пальчика, катание мячиков, складывание пирамидки, игры в кубики, ощупывание неровных предметов.

Речь на втором году

В этот период можно использовать основные упражнения по развитию речи. Годовалый малыш уже понимает названия основных предметов и некоторые повелительные глаголы. В течение всего года происходит накопление активного словарного запаса, постепенно приходит понимание значения слов.

Важной деятельностью для формирования личности и психических процессов является наглядно-действенное общение: в практической деятельности, совместной игре ребенок учится разговаривать, ухаживать за собой и изучает окружающий мир. Взрослый в ходе игры обучает малыша, называет все задействованные предметы, их форму, цвет.

Для формирования понятийного аспекта предмета родителям важно стимулировать малыша к активным действиям. Когда ребенок изучает предмет «расческа», это для него просто новое слово. Но если родитель говорит взять, положить ее, расчесать ею, провести по пальчикам и выполнить другие действия, малыш уже понимает значение расчески для себя, взрослого. Через время уже не нужно будет говорить девочке: «возьми расческу, дотянись до волос, проведи расческой сверху вниз». Достаточно будет просто сказать: «расчешись».

Важной составляющей речевого развития является способность ребенка объединять предметы в группы.

Этот навык формируется на втором году жизни. В этот период появляются группы звуков: некоторые свистящие и шипящие, губные.

Занятия для развития речи в этом возрасте ограничиваются мотивированием малыша к общению, игрой на слуховое внимание, элементами артикуляционной гимнастики. Эффективно упражнение «Лошадка» − ребенок поднимает язык к небу, затем резко, щелкая, опускает его.

Третий год речевого развития

Третий год богат процессами интеллектуального развития детей. Младший дошкольник начинает изъясняться в правильных грамматических формах, появляются падежи. Активный словарный запас в среднем составляет уже 1200 слов. В лексике преобладают глаголы и существительные. Прилагательные ему даются сложнее. Может наблюдаться изменение мест слогов в слове.

  • В этом возрасте формируются важные навыки грамматической речи, пространственного восприятия. Важно работать над связной речью, соединением слов в предложение. Опишем несколько упражнений для развития общения:
  • Формирование пространственного восприятия. Необходимо дома взять предмет и с соответствующими предлогами производить с ним действия: кукла НА столе, кукла ПОД столом, кукла ЗА столом, кукла ПЕРЕД столом. Можно использовать другие предлоги.
  • Развитие артикуляции. Для этого важно проводить занятия с использованием язычка: язычок поселился в домике – малыш показывает его, язычок выбегает из домика – «бегает» по губкам, язычок чистит зубки – нужно провести им по внутренней и наружной стороне зубов, язычок пошел в гости к щечкам – направить в одну сторону, затем в другую, спрятать за щеками.
  • Развитие мелкой моторики. Для развития интеллекта в целом, а также речи, важны задания для пальчиков. Это могут быть потешки с их участием:

«Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул,

Встали пальчики – «Ура!»,

В детский сад идти пора».

Также важно использовать подручные средства: катать шарики, собирать мозаику, лепить из пластилина, делать поделки.

Если у ребенка появляются проблемы с общением, речью, он не хочет говорить, важно вовремя обратиться за логопедической помощью.

Общение ребенка в четыре года

В этот период важно работать над четкостью и внятностью произношения – дикцией. Важно, чтобы родители подавали пример правильной речи. Кроме этого, определяющее значение имеет подготовленность речевого аппарата к четкому звукопроизношению: голосовых связок, глотки, носа, носоглотки и рта. Если ребенок не может выговаривать звуки, стоит обратиться к логопеду, чтобы узнать причину.

Для формирования правильной речи в возрасте 4 лет нужна тренировка дома.

  • Усвоение правильной речи происходит в общении взрослого и дошкольника. Нужно совместно читать сказки, объяснять и отвечать на вопросы.
  • На каждый неправильный звук есть блок упражнений, развивающий мышцы артикуляционного аппарата. Артикуляционную гимнастику родители должны проводить и дома с детьми.
  • В этом возрасте обращается внимание на дыхание во время произношения слов, чтобы ребенок не заикался. При этом восстанавливается ритм и происходит увеличение объема вдоха. Дыхание определяет выразительность и легкость речи и чтения. Проводятся лишь элементы дыхательной гимнастики.

Если произношение большинства букв неправильное, твердые согласные сложные для малыша, произносятся мягко, нужно обратиться к логопеду или педагогу дефектологу.

Пятый год общения

Этот возраст постепенно стирает такие недостатки произношения, как мягкость твердых согласных, изменение мест слогов, пропуск звуков в слове. Трудно еще выговаривать слова с большим количеством твердых согласных. В этот период можно развивать речь с помощью следующих упражнений на развитие речи:

  • Игра: скажи слово на букву «П», «А» и другие. Это способствует улучшению восприятия звуков на слух. Развитие речевого слуха – залог успешного овладения чтением, возможности различать интонации, темп и громкость звуков.
  • Заучивание стихов. С помощью коротеньких четверостиший развивается не только память, но и грамматически правильная речь, пополняется активный словарный запас. Чтобы развивать понятие слоговой структуры слова, нужно давать возможность ребенку заканчивать стишок:

Сейчас я …» и другие.

  • Разучивание чистоговорок – стишков, направленных на проговаривание конкретного звука:

«Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас».

«Са, са, са – укусила в нос оса,

Со, со, со – стал мой нос как колесо».

Если до конца пятого года у ребенка много звуков отсутствует, нужно срочно обращаться к логопеду. Дошкольник впитывает звуковое оформление разговорной речи. Важно развивать фонематический слух – способность слышать и узнавать звуки. Это влияет на понимание речи, управление звуками. Если он не развит, в школьном возрасте будут проблемы с грамотным написанием слов. Ребенок по слуху должен различать разницу в словах «мишка» − «мышка», «ветка» − «сетка» и другие.

Читать еще:  Мямлю при общении с людьми

Речевое развитие дошкольника в 6 лет

В этом возрасте присутствуют почти все звуки, ребенок может формулировать сложные предложения. Он может выстраивать правильные грамматические конструкции из слов, присутствуют сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Словарный запас составляет до 3500 слов, это свидетельствует о развитии мышления. Что помогает развивать речь?

  • Беседы о прочитанной книге, просмотренном мультфильме, действиях в течение дня. Нужно следить, чтобы шестилетний ребенок описывал действия не одним словом, а давал развернутые ответы на вопросы.
  • Совместное чтение художественной литературы. Важно, чтобы ребенок понимал смысл прочитанного. Родитель должен следить за выразительностью собственной речи, изменять интонацию, замедлять темп, повышать и понижать голос.
  • Плохое запоминание прочитанного можно дублировать рисунками-схемами. Рисовать рисунки можно к каждому предложению. Стоит просить пересказывать то, что прочитали.
  • Продолжаем развивать фонематический слух, делать артикуляционную гимнастику, учить стишки, скороговорки и чистоговорки.

Шестой год развития – это подготовительный период к школе. У будущего школьника уже должны быть сформированы основные навыки произношения звуков и их отличия в устной речи. В этот момент важно определить уровень готовности ребенка к школе, чтобы за оставшееся время подготовить его. Но в подготовке даже важно не чтение, письмо и счет – этому он научится в школе. Основное значение имеет психологическая готовность – понимание ребенком своей позиции в обучении, навыки общения с окружающими, способность контролировать свои эмоции. Важна физиологическая и интеллектуальная готовность.

Подростки и речь

В школьном возрасте определяющее значение имеет четкость общения, способность формулировать и выражать мысли. Развивать дикцию у подростков помогут скороговорки, разучивание большого количества стихов.

Для формулирования мыслей и выражения их подростку нужно давать возможность общаться в семье, выступать перед аудиторией, советоваться и прислушиваться к мнению подрастающего человека. Конечно, неоценимое влияние на развитие речи имеет чтение книг в любом возрасте.

Разделение сфер влияния между США, Россией и Китаем пока невозможно

Заместитель госсекретаря США по политическим делам Виктория Нуланд сегодня завершит переговоры с российскими официальными лицами. Ранее она отмечала, что ее цель визита в Москве — налаживание стабильных и предсказуемых отношений России и США.

Одновременно с этим вчера в The National Interest вышла статья, в которой эксперт в области исследований проблем национальной безопасности Дэвид Пайн отметил, что Вашингтону необходимо разделить сферы влияния в мире с Москвой и Пекином по примеру Ялтинского соглашения трех великих держав 1945 года.

Политолог Дмитрий Евстафьев об американской внешней политике и о том, почему в мире невозможен раздел сфер влияния.

— У меня достаточно сложное ощущение от визита Нуланд. С одной стороны, она сама по себе дама экзотическая, и с ней все понятно. С другой стороны, лучше бы было, чтобы Блинкен приехал? Но это вообще человек ни про что, и сегодняшний уровень его влияния в современном Вашингтоне исключительно низок. За неимением гербовой — пишем на простой.

Я себя поймал на мысли, что американские действия последних двух месяцев — это живая иллюстрация одной формулы Остапа Бендера — «Потеря качества при выигрыше темпа». Американцы играют за темп. Они готовы временно поступиться качеством, имитировать уступки, но им крайне нужен темп. Американцы ощущают, что они проваливаются по времени, и это действительно так, потому что время играет и на Китай, и нас, и на исламистов. Поэтому американцам срочно нужно ускорить события в международных отношениях. А нам, с точки зрения интересов России, этого делать не нужно.

Но есть что-то в статье про разделы сфер влияния. На мой взгляд, прежде всего есть то, что это ведь не первая такая статья. Здесь, конечно, написано все умозрительно, а Ричард Хаас и Чарльз Купчан, крупнейшие американские аналитики приближенные к Вашингтону, — это разве тоже просто так? Они говорят примерно о таких же вещах в более мягкой форме в своей статье на Foreign Affairs. Там же практически про то же самое, но только менее откровенно. Поэтому идея о том, что нужно как-то зафиксировать какие-то «новые» правила игры, заменив правилами понятий, по которым они считали возможными действовать ранее, достаточно интересна, но есть три нюанса.

Первое — ну, хорошо Ялта. Почему Ялта не сработала? Потому, что та геоэкономическая модель, которая в действительности выстраивалась под Ялту, оказалась в результате демонтирована после военного раздела Европы с начала холодной войны. А здесь какая геоэкономическая модель? На чем мир этих «трех полицейских» будет экономически работать? Главный вызов для США на сегодняшний день отнюдь не военно-политический. Хорошо, поделим мы мир политически и даже ограничим зоны военной нестабильности. А что дальше? Все равно кризис мировой капиталистической системы на сегодняшнем изводе никто не отменит.

Второй нюанс — а с Эрдоганом согласовывали, что он вообще никто в этой схеме? А с Индией? Вся эта история умозрительна в той части, что она не учитывает новые силы, которые начали играть в постглобальном мире, и которые совершенно не собираются «ложиться» под каких-то «полицейских». А с британцами? Это интересный момент. Британская империя — это всплывающая империя в момент кризиса.

Третий момент — а с кем мы это будем согласовывать в Америке? Хорошо, мы согласились с тем, что будет Ялта. Подписываем с одним, приезжаем, а его уже из Twitter выпилили. В этом смысле вопрос будущей Ялты — это вопрос наведения американцами порядка у себя внутри. Для меня будет очень важным реперным моментом — возможность договариваться с Америкой. С моей точки зрения, это будет возможно тогда, когда они перестанут нам впаривать Украину. Когда они перестанут это делать, то значит, что они созреют.

Нас ждет два года большой суеты, в которой нас будут проверять на прочность с точки зрения качества управления. Поэтому внятность управления — наш сигнал, который должен трактоваться абсолютно однозначно. Второе — борьба с коррупцией. Либерализм подкормит либералов, но это уже отыгранный момент, а, вот, коррупционеры — это их электорат в России. Последнее — это молчание. Нам нужно научиться молчать и не отвечать на каждый выкрик. А если отвечать, то действием. Это, на мой взгляд, самое важное.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector