Aoasm.ru

Медицинский портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

II. Нарушения произношения шипящих звуков и их коррекция

II. Нарушения произношения шипящих звуков и их коррекция

При произнесении всех шипящих звуков губы выдвинуты вперед рупором, зубы на расстоянии 1—1,5 мм.

При произнесении звуков ш— ж одновременно образу­ются две щели, два шумообразующих фокуса — передний и задний. Язык широкий, кончик языка приподнят к альвео­лам и передней части твердого нёба, средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка приподнята. Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Язык имеет форму чашечки, ковша. Голосовые склад­ки при произнесении звука ш разомкнуты, а при произнесе­нии ж сомкнуты и вибрируют. При произнесении звука ж наблюдается незначительная вибрация кончика языка.

При произношении звука щ язык более выдвинут впе­ред, кончик языка приподнят к верхним зубам, а не к аль­веолам (как при ш). Передняя часть спинки языка несколь-

ко прогибается. Средняя часть спинки языка прижата к твер­дому нёбу, задняя часть спинки языка более отодвинута впе­ред. Положение боковых краев языка, нёбной занавески, голосовых складок такое же, как при произношении звука ш.

При произношении звука ч положение губ, языка, нёб­ной занавески, голосовых складок такое же, как и при глу­хих шипящих (ш, щ). Артикуляция звука ч осуществляется в два этапа. I этап: кончик языка и передняя часть спинки языка смыкаются у корней верхних резцов. Средняя часть спинки языка приподнята. II этап: после взрыва передняя часть спинки языка образует щель, отодвигается от верхних резцов к альвеолам.

Некоторые авторы признают возможным как верхнее (с поднятым кончиком языка), так и нижнее произношение. Однако в логопедической работе более эффективным явля­ется формирование верхнего произношения шипящих зву­ков.

Нарушения произношения шипящих звуков

Артикуляция шипящих звуков имеет много общего с ар­тикуляцией свистящих звуков. Сходство артикуляции этих звуков определяет и сходные дефекты произношения. На­блюдаются те же виды искажений шипящих звуков (губно-зубной, межзубный, призубный, боковой, шипящий, но­совой стигматизмы). Парасигматизмы шипящих звуков про­являются в следующих основных заменах: ш —с, т, ж; ж —з, д, ш; щ — с’, ш, т; ч— щ, т’, с.

Коррекция нарушений произношения шипящих звуков

На этапе постановки звука необходимо про­водить работу над речевой моторикой, а также над фонема­тическим анализом, синтезом и фонематическими представ­лениями.

Кроме артикуляторных упражнений, используемых при коррекции нарушений свистящих звуков, на этапе поста­новки шипящих звуков рекомендуются и следующие спе­циальные упражнения:

для губ: попеременно улыбка-трубочка;

для языка: «чашечка» вне ротовой полости, «чашечка» внутри ротовой полости.

Приемы постановки шипящих звуков:

От «чашечки». Предлагается сделать «чашечку» в ро­ товой полости и сильно подуть на нее. При этом обращается внимание, чтобы боковые края языка упирались в верхние коренные зубы, так как иначе с боков образуются щели и часть воздуха через них проходит. Утечка воздуха через бо­ ковые щели приводит к ослаблению шумового акустическо­ го эффекта. Во избежание этого рекомендуется прижимать щеки пальцами к челюстям.

От звука с. Предлагается произнести звук с, одновре­ менно поднимая кончик языка вверх. Возможна механичес­ кая помощь: кончик языка поднимают с помощью зонда или шпателя.

От звука т. В момент произнесения звука т предлага­ ется с силой выдохнуть воздух.

По подражанию. Используется подражание шипению змеи, шуму деревьев при сильном ветре.

При постановке звука ш используются тактильные ощу­щения (ощущение теплой широкой струи выдыхаемого воз­духа). Рекомендуется использовать кинестетические ощуще­ния от движения пальцев кистей рук при обозначении поло­жения языка.

Звук ж можно поставить аналогичным образом от звуков з, д, р, а также путем озвончения звука ш.

Звук «(рекомендуется ставить от звука с’: произносится звук с’, с помощью зонда или шпателя кончик языка под­нимается вверх, к верхним альвеолам.

Звук ч можно поставить: а) от звука т’в верхней артику­ляции (кончик языка у альвеол верхних резцов) или от сло­га ат’, при этом при помощи зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх, к верхним альвеолам, и отодви­гается назад; б) от нижнего (нормального) произношения звука т’: с помощью зонда или шпателя рекомендуется под­нять кончик языка вверх и отодвинуть его назад; в) при про­изношении от’ отодвигают кончик языка вглубь (нижнее ч); г) рекомендуется быстрое поочередное произнесение звуков т’и щ.

На этапе автоматизации шипящие звуки ш, ж, щ автоматизируются первоначально в прямых открытых сло-

гах, далее в обратных и закрытых слогах, в последнюю оче­редь в слогах со стечением согласных. Звук ч автоматизиру­ется сначала в обратных слогах, а затем в прямых слогах.

Нарушения произношения свистящих звуков ([С], [С], [З], [З], [Ц])

Характеристика звука «С» : согласный, глухой, твердый, щелевой. Парный мягкий – С’ , парный звонкий — З .
Характеристика звука «С’» : согласный, глухой, мягкий, щелевой. Парный твердый – С , парный звонкий — З’ .
Характеристика звука «З» : согласный, звонкий, твердый, щелевой. Парный мягкий – З’ , парный глухой — С .
Характеристика звука «З’» : согласный, звонкий, мягкий, щелевой. Парный твердый – З , парный глухой — С’ .

Читать еще:  Мямлю при общении с людьми

При произнесении звуков С, З в норме органы речи принимают следующее положение:

губы растянуты в стороны, как при улыбке (перед а, э, ы, и) или несколько округлены и выдвинуты вперед (перед о,у);

зубы на расстоянии 1—1,5 мм;

язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, и посередине ее образуется желобок, по которому и проходит узкая воздушная струя. Передняя часть спинки языка приподнимается к альвеолам и образует с ними узкую щель; боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних зубов

Голосовая щель открыта, мягкое небо поднято, воздух проходит через ротовую щель по желобку и далее между зубами.

Когда при той же артикуляции воздух проходит с голосом (голосовые связки дрожат), получается звук З (с незначительным подъемом спинки языка, выдох менее напряжен).

Пунктирная линия языка обозначает его положение при произнесении звуков [ С’] и [ З’] . Средняя часть спинки языка более приподнята и выгнута по направлению к твердому небу, весь язык напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы, ротовая щель более расширена.

Характеристика звука «Ц» : согласный, глухой, твердый, смычно-щелевой.
Парного мягкого звука в русском языке нет.

Парного звонкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука Ц в норме органы речи принимают следующее положение:

губы растянуты в стороны, как при улыбке (перед а, э, ы, и) или несколько округлены и выдвинуты вперед (перед о, у);

зубы на расстоянии 1—1,5 мм;

передняя часть спинки языка в первый момент произнесения звука прижимается к переднему краю твердого нёба, как при [Т], кончик языка касается нижних зубов. Затем спинка языка без заметного (неслышимого) взрыва слегка опускается и образует с нёбом щель, как при [С].

Голосовая щель открыта, мягкое небо поднято.

Условно звук [ Ц] можно рассматривать как сочетание двух звуков –[ Т] и [ С] , произносимых, как один простой звук.
Таким образом, для произнесения свистящих звуков требуется очень сложное и тонкое движение языка, в котором участвуют кончик языка, боковые края, спинка языка и одновременные движения губ, челюстей и мягкого нёба, а при произнесении звука [З] присоединяется и смыкание голосовых связок; воздушная струя должна достигнуть передней части ротовой полости и выйти изо рта. Любое изменение в этом сложном комплексе движений изменяет звучание свистящих.
Искажения произношения свистящих звуков

Кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Свистящие звуки приобретают так называемый шепелявый оттенок. Очень часто межзубное произношение свистящих сочетается с таким же произношением шипящих и переднеязычных звуков т, д, н, л. Предрасполагающими моментами к возникновению межзубного произношения могут служить вялость кончика языка и прямой открытый прикус.

Коррекция : необходимо подобрать упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки языка, выработки направленной воздушной струи/ Отрабатывать звук [И], при котором положение языка близко к артикуляции звука [С].
Нужно перевести широкий кончик языка за нижние резцы, сблизить их и "пускать длинный легкий ветерок".

Воздушная струя идет не к средней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь в одних случаях вправо, а других — влево, или же выходит по обоим краям языка. Эти уклонения можно обнаружить, передвигая вдоль губ узкую полоску бумаги или тонкий кусочек ваты, которые отклоняются, когда попадают под выходящую воздушную струю. Этот вид сигматизма характеризуется неприятным хлюпающим звуком. Случаи односторонних боковых сигматизмов могут зависеть от уклонения языка вправо или влево и от смещения в ту или другую сторону нижней челюсти при смыкании зубов. Случаи двусторонних сигматизмов связаны с тем, что язык своей спинкой поднимается к нёбу, не образуя желобка посередине, боковые края языка опущены и пропускают воздушную струю. Очень часто боковое произношение распространяется на обе группы (свистящих и шипящих) звуков, часто присоединяется такое же произношение и мягких пар задненёбных и боковое произношение звука р. Эти факты подтверждают органическую основу возникновения боковых сигматизмов — парез языка. Слышится хлюпающий звук «хьль» («хлюп» вместо «суп»)

Коррекция : случаи бокового сигматизма часто требуют длительной работы. Для исправления ребенок высовывает широко распластанный язык между зубами и в этом положении произносит (с шепелявым оттенком) слоги и слова. Необходимо задувать на широкий язык, боковые края которого касаются верхних коренных зубов. Полезно задувание в пузырек, в отверстие ключа, отрабатывать произношение звуков И, Ф. Постепенно, день за днем язык оттягивается за нижние зубы.

Струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка, и звуки заменяются храпом в нос. Соответственные движения губ, челюстей и образование желобка на языке не формируются или оказываются неполными, только намеченными. Очень часто носовой сигматизм распространяется и на шипящие звуки. Причиной искажения звука в данном случае является излишнее напряжение задней части языка.

Читать еще:  Внятность речи 2 года

Коррекция : для устранения полезно применять такой способ: родитель произносит С, З, направляя выдыхаемый через рот воздух на кончики пальцев ребенка, потом ребенок повторяет. Можно использовать и межзубный звук. Длительно произносить Ф , просунув широкий кончик языка между нижней губой и верхними зубами, затем перевести язык в зазубное положение. Можно длительно произносить Ф , просунув широкий кончик языка между нижней губой и верхними зубами, затем перевести язык в зазубное положение (если необходимо, провести дифференциацию Ф и Х).

Свистящие, чаще шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся в той или иной степени подобно губно-зубным звукам Ф и В (фраза — Кошка и собака живут недружно—приобретает примерно следующий вид: Кофка и фабака вивут недрувно). Свистящие и шипящие звуки заменяются двугубными щелевыми звуками, язык в произношении не участвует. Произношение свистящих и шипящих включает элементы произношения как свистящих и шипящих (положение языка), так и звуков Ф и В (положение губ).

Коррекция : при губно-зубном сигматизме необходимо затормозить участие губ, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения (улыбка — трубочка). Можно оттянуть нижнюю губу пальцем. Если необходимо, провести работу по различию звуков С-Ф.

Призубный сигматизм имеет два варианта:

1. Кончик языка находится на уровне щели между верхними и нижними резцами и мешает свободному выходу воздуха. Желобок не образуется. Вместо свиста получается тупой шум. Этот вариант относится к чистым сигматизмам.
2. Свистящие и шипящие звуки (чаще всего и те и другие одновременно) заменяются звуками Т и Д (с — т, з — д, ж — д, ш — т, ц — т, ч и щ — т): Котка и табака дивут недрудно. Последний вариант — один из самых тяжелых, так как охватывает одновременно все семь звуков, искажает речь, делает ее малопонятной и, безусловно, тяжело отражается на письме и приводит к невозможности формирования фонематического различения в большой группе звуков. Этот вариант наблюдается при тугоухости и других случаях тяжелого речевого недоразвития.

Коррекция : в случаях призубного сигматизма достаточно выработать длительную направленную воздушную струю и с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки.

Свистящие и шипящие звучат одинаково нечетко, сходны со звучанием смягченных шипящих (Шябака и кошька живут недружьно). Кончик языка в этом случае опущен вниз, но несколько оттянут в глубь рта, спинка языка напряжена, желобка не образует, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате струя воздуха растекается по всей поверхности языка.
Коррекция : поднимать и опускать среднюю часть спинки языка при опущенном кончике языка. Задувать на язык при опущенной средней части спинки языка. Направлять воздушную струю посередине языка. Работать над образованием глубокого желобка. Удерживать широкий кончик языка за нижними резцами. Чередовать движения широкого языка за нижние и верхние зубы. Удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов. Чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъязычной уздечке. Сопоставлять и различать на слух звуки С-Щ. Отрабатывать звуки И, Ф. Необходимо провести дифференциацию звука С и звука-заменителя Щ.

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

Нарушение звукопроизношения

Нарушения звукопроизношения следует дифференцировать с диалектным говором и неправильным произношением в результате низкой культуры речи и грамотности.

Дислалия бывает

  • простая (здесь дефектно произносится один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с,з,ц))
  • сложная (нарушено произношение звуков из разных групп (например, свистящие и шипящие ш,щ,ж)).

При каких заболеваниях возникает нарушение звукопроизношения.

Обычно при нарушении звукопроизношения нарушаются следующие группы звуков:

  • свистящие (с, с’, з, з’, ц),
  • шипящие (ш, ж, ч, щ),
  • сонорные (л, л’, р, р’, j),
  • заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’),
  • звонкие (в, з, ж, б, д, г),
  • мягкие (т’, д, н).

У некоторых людей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное).

У других нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное).

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

  • искаженное произношение звука. Например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;
  • отсутствие звука в речи ребенка, т.е. неумение произносить его. Например: “коова” (корова);

замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: “колова” (корова).

Читать еще:  Мямлю при общении с людьми

Кроме форм нарушения звуков, выделяют еще и уровень нарушения. В логопедии различают три уровня неправильного произношения звуков.

Первый уровень. Полное неумение произнести звук. Взрослый не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу (“Послушай, как воздух свистит, когда выходит из насоса, – ссс. Посвисти и ты так”).

Второй уровень. Взрослый правильно произносит звук изолированно (а иногда даже может повторить его в отдельных простых словах), но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, т. е. правильный звук есть, но он не автоматизирован.

Третий уровень. Взрослый может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно.

Наиболее часто смешиваются звуки с – ш, з – ж, с’ – щ, ц – ч, л – р, б – п, д – т, г – к.

Взрослый должен точно знать уровень неправильного произношения звука, так как от этого зависит характер дальнейшей работы: ставить звук (первый уровень), автоматизировать – постепенно вводить в речь (второй уровень), проводить дифференциацию с другим звуком (третий уровень).

Необходимо учитывать еще и то, что нарушения звукопроизношения могут являться и самостоятельными дефектами речи, и частью других, более сложных, речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.)

Нарушение звукопроизношения у взрослых и детей

С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Однако даже в раннем возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

Причины

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения языком, губами, в результате чего звук искажается. Иногда причина кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата ( нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимо вмешательство ортодонта. Подобные нарушения называются фонематическими, т.к. фонема (звук) звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуками, близкими по артикуляции. Такие нарушения называются фонематическими, т.к. при замене одной фонемы другой нарушается смысл слова (рак – лак).

В случаях, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы искажаются, нарушения называются фонетико-фонематическими.

Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда и родителей будет зависеть успешное обучение ребенка в школе.

Симптомы

Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Обычно нарушаются следующие группы звуков:

свистящие – С, СЬ, З, ЗЬ
шипящие — Ш, Ж
аффрикаты – Ц, Ч, Щ
сонорные – Л, ЛЬ, Р, РЬ
заднеязычные – К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ
звонкие согласные
мягкие согласные

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.

У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.

В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

— искаженное произношение звука (например – горловой звук Р)
— отсутствие звука в речи ребенка (например, коова вместо корова)
— замена одного звука другим (колова).

Кроме видов и форм нарушения звукопроизношения, существуют три уровня нарушения:

— полное неумение произнести звук
— правильное произношение изолированного звука, но искажение или пропуск его в спонтанной речи, т.е. недостаточная автоматизация звука
— смешивание звука в речевом потоке с другим, близким по артикуляции или звучанию, т.е. нарушение дифференциации звуков.

Лечение

Коррекция нарушений звукопроизношения — система логопедической работы, направленная на формирование правильного произношения, представления и восприятия фонем и развитие речи. Осуществляется учителями-логопедами и воспитателями речевых групп детских дошкольных образовательных учреждений.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector